4июня
30марта
14марта
4марта
3марта
9мая
4апреля
18марта
14марта
7марта
Фото
29 декабря 2018
Рождество со вкусом шоколада
Комментарии
События
Михаил МАРФИН: «Мы спасаемся юмором, лечимся им»

В гостях у «Мегаполиса» побывал известный телеведущий, сценарист, редактор Высшей лиги КВН и Премьер-лиги КВН Михаил МАРФИН, который дал пресс-службе дворца молодёжи эксклюзивное интервью.

Вкратце о госте. Михаил Марфин был капитаном команды КВН МХТИ имени Менделеева. Творческий дебют Марфина как сценариста состоялся в КВНе, после чего телевидение захватило его полностью. Вёл передачу «Счастливый случай», в качестве члена жюри принимал участие в телепроектах канала ТНТ «Смех без правил», «Убойная лига». Написал сценарии для 500 телевизионных передач и нескольких сериалов, среди которых документальные и художественные, в том числе «Люба, дети и завод», «Жизнь, которой не было», «Два Антона», «Доктор Тырса», «Папаши». Играет на гитаре и поёт. Становился лауреатом конкурсов бардовской песни.

Как в Вашей жизни появился КВН?

- Закончил МХТИ имени Менделеева, сегодня это Российский химико-технологический университет, остался работать в вузе на кафедре промышленной экологии, защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук. В год, когда я закончил аспирантуру, возродили КВН, и я с головой ушёл в него. Постепенно стал специализироваться в юморе. Однажды меня и ещё нескольких ребят из нашей вузовской команды пригласили вести телепередачу на третьем канале, а потом Масляков пригласил меня писать сценарии для игр КВН. И к моменту, когда я уходил в начале 1990 года из «института химиков», в моём арсенале уже было 40 телепередач и телефильмов, снятых по моим сценариям, и более того, я вёл передачу «Счастливый случай». В общем, кавээновская и медийная деятельность меня засосала, и я ушёл из института, хотя выглядел этот поступок странным, ведь уволился я за несколько месяцев до того, как уехать почти на годовую научную стажировку в Лондон. Такая стажировка и сегодня счастливый билет, а в те времена вообще было чем-то запредельным.     

Цензура в юморе есть?

- Есть вещи, запрещённые законом, например, не упоминать, что люди пьют, курят, употребляют наркотики, бывают нетрадиционной сексуальной ориентации. Никто и не ведёт пропаганду всего дурного. Эти пагубные привычки высмеиваются, а не воспеваются! Юмор про наркотики – это антинаркотическая пропаганда! Чего больше всего боится молодой человек? Показаться смешным! Самый действенный способ – просмеять того, кто под наркотиками или «бухает» неистово! Глупо юмор про плохие привычки воспринимать пропагандой и, соответственно, запрещать его. Бредовые запреты – беда нашей страны. Нам всегда надо довести закрытый перелом до открытого, а потом смотреть и удивляться, а почему там ничего не срастается. Мы это уже проходили. Вспомните, как из «Иронии судьбы» вырезали кадры, когда герои фильма выпивали в бане. Это дикость какая-то!    

Как проходит ваш творческий процесс по написанию сценария?

- У меня есть ближайший друг и соратник режиссёр и телевизионный деятель Леонид Мазор, с ним дружим уже в течение 35 лет со студенческой поры, в своё время вместе играли в КВН. С Лёней как раз и занимаемся творчеством. Собираемся и «долбимся головой об стенку» в написании сценария. Вместе придумываем историю, а затем я разворачиваю сюжет, прописываю диалоги героев. В общем, я пишу конкретные слова, а Лёня снимает конкретные кадры. В силу того, что мы хорошо понимаем друг друга, текст и кадры не расходятся между собой. По крайне мере большой процент написанного мною воплощается режиссёром на съёмках. Это идеальный способ избежать того положения, когда, как говорит Эдвард Радзинский: «Сценарий – это только повод снять фильм».

Если детально прописывать творческий процесс, то мы с Лёней садимся, а иногда ложимся напротив друг друга и начинаем бредить… Говорим вслух, всё что приходит в голову, пьём кофе, курим, хотя три месяца назад я завязал с курением. Сам удивляюсь, 37 лет курил, а тут раз… и бросил! Вот так проходит работа над сценарием. Нет никакого фирменного секрета, главное для нас – встретиться! В отличие от Леонида мне сложнее начать думать над сценарием одному – мне нужен толчок и тогда мысли одного начинают затачиваться о мысли другого.                           

Как вы оцениваете творческий путь забайкальской команды КВН «Гураны»?

- Эта команда из недооцененных. Есть команды с несправедливой турнирной судьбой, так вот «Гураны» попали в их число. Они «вылетели» из Высшей лиги КВН и потерялась команда, а это неправильно. У «Гуранов» хороший, интересный юмор, он особенный по своей «географичности». У Маслякова есть любимая фраза: «Как живём, так и шутим». Вот это про «Гуранов». До Байкала одна земля, после – другая. Вы живёте в Забайкалье по-другому, поэтому по-другому шутите. В этом изюминка «Гуранов»! 

Вам больше по душе смех по правилам, как в КВНе или смех без правил?

- Если сравнивать КВН на «Первом канале» и передачу «Смех без правил» на канале ТНТ, в которой я участвовал как член жюри, то нужно разделять понятия «правила хорошего тона» и «правила, точнее законы юмора». Существуют законы смешного, которые когда-то были сформулированы мною вместе с Андреем Чивуриным, ещё одним редактором высшей лиги КВН, в книгах «Что такое КВН?» и «Мы начинали КВН». Эти законы непреложные, их необходимо соблюдать для того, чтобы человек засмеялся и неважно какую передачу он смотрит: КВН, «Смех без правил» или «Кривое зеркало». В обязательном порядке шутка должна быть: актуальной, парадоксальной и отличаться новизной формулировки. Даже большинство людей, которые обладают чувством юмора, подсознательно владеют этими законами. Но сеть нюанс, актуальность для каждого своя, так шутки про мэра Москвы Собянина будут неактуальны для читинцев, вы будете смеяться над шутками про мэра Читы Михалёва. Кроме того, одному формулировка шутки покажется новой, а другому – нет, глубина парадокса для кого-то может быть слишком слабой, а кому-то тяжёло её осознать и он выбирает «Кривое зеркало» с его незатейливым юмором, а не КВН.      

Другой вопрос, когда юмор отвечает или не отвечает правилам хорошего тона. В КВНе не шутят про задницу, а на ТНТ – шутят – это вопрос общественного договора. Публика и руководство канала ТНТ допускают подобный юмор, а вот аудитория и руководство «Первого канала» таких вещей не терпит. Каждая юмористическая передача существует в рамках общественного договора, незримо подписанного между зрителями и создателями телепередачи.    

Вы учите молодёжь играть в КВН, а есть бестолковые ученики-КВН-щики?

- В любом деле есть более и менее толковые и талантливые ученики. Но ещё Пётр Ильич Чайковский говорил: «Успех – это 1% таланта и 99% трудоспособности!». Этот принцип свойствен и КВНу. Шутить по кавээновки – это сложное интеллектуальное занятие. Мне, как преподавателю, везёт с тем, что ненужно мотивировать учеников на учёбы, они априори с неистовым желанием хотят учиться. В школе как бывает – ученик не любит математику, поэтому и учится «с двойки на тройку». А кавээнщики любят эту игру, поэтому стремятся совершенствовать свои знания, навыки. Каждый, кто увлечён КВНом, в определённый момент понимает, что это не развлечение, что для того, чтобы смешить людей нужно серьёзно готовиться.             

Вас называют гуру российского юмора. А в чем особенность этого российского, русского юмора? Чем он отличается от юмора других стран?

- Хочу сказать, что гуру меня назвали ведущие «Смеха без правил» случайно, шутя. В итоге, прозвище прицепилось ко мне, но ничего сакрального под собой оно не имеет. Получилось также как с Масляковым. Его в президенты международного союза КВН выбрали в 1990 году тоже в качестве шутки. Людям дали повод, они поверили в это и Масляков по сей день считается президентом, несмотря на то, что официальной инаугурации не было.

Что же касается российского юмора, то он объективно более продвинутый в мире вместе с англо-саксонским юмором. Например, у французов анекдот не сродни нашему. Во Франции анекдотом считается описание парадоксальной ситуации, близкое к пушкинским историческим анекдотам, в которых просто описывается веселый случай. У нас же форма пушкинских анекдотов канула в Лету, а во Франции до сих пор бытует. Современный российский анекдот – история, в конце которой персонаж должен обязательно что-то ляпнуть. Меткая фраза – соль анекдота! Для нашего анекдота важно не только остроумие, но и острословие, собственно, поэтому лексику русского анекдота порой невозможно перевести на другой язык. Анекдот удивительная форма народного творчества, даже не представляю, как бы мы русские могли без этого прожить. Наверное, мы спасаемся юмором, лечимся…                                             

Почему кавээнщики не любят аншлаговцев, петросянцев?

- Это же принцип жизни такой, когда каждое новое поколение должно ниспровергнуть предыдущее. Это естественно и для юмора. Как когда-то французские импрессионисты «топтали» классиков, так кавээновская молодёжь «бьёт» «Кривое зеркало». Но со временем импрессионисты и классики стали «висеть» в соседних музейных залах. И всё-таки в этом вопросе есть личное. Петросян считает, что КВН – это самодеятельность, а он со своими артистами – профессионалы. По мнению Евгения Вагановича, кавээновские шутки – народные и их вроде как можно повторять и использовать повсеместно, распространять без зазрения совести. Кавээнщики обескуражены, когда слышат свои якобы самодеятельные шутки из уст профессиональных артистов. Масляков не выдержал и обратился к Петросяну претензией, на которую Петросян ответил: «Вообще-то мне эти шутки присылают. А поскольку у меня нет Марфина с Чивуриным, некому проверять, откуда шутки взяты на самом деле, кавээновские они или нет!». Да и не нужно специальных людей для этого, достаточно на сайте КВН в поисковике вписать опорные слова и шутка будет найдена или нет. Это же сделать не сложно, если, конечно, неумышленно наши шутки используются. В архивной базе сайта находятся все шутки КВН за последние 20 лет, все кавээнщики проверяются таким образом на антиплагиат, для Петросяна, видимо, это слишком сложная схема…

Кстати, в результате этого конфликта, Петросян и ушёл с «Первого канала» на «Россию». Но как бы кавээнщики не относились к Петросяну, рейтинг у его «Кривого зеркала» выше, чем у КВНа или «Comedy Club». Почему? Юмор «кривозеркальцев» примитивный, низкопробный, соответственно, он прост для восприятия большинством телезрителей. А чем больше людей смотрят передачу, тем выше её рейтинг. И не стоит осуждать этих людей, народ смеётся над тем, над чем он хочет смеяться!    

Вы 11 лет были бессменным ведущим телепередачи «Счастливый случай». Она перестала существовать, потому не вписывалась в формат современного телевидения?

- В начале двухтысячных годов такая добрая передача «Счастливый случай», действительно, стала «не форматом» и выглядела архаично. Тогда настало время таких злобных передач, как «Слабое звено», «Алчность», различных реалити-шоу, где нужно было уничтожить, выгнать соперника. Помню, как вместе со Славой Муруговым, сегодня он генеральный директор телеканала СТС, а в то время он работал продюсером на телеканале «Югра» в Ханты-мансийском автономном округе, мы в знак протеста сделали телеигру «Перекрёсток удачи». Смысл игры заключался в том, что выигрывает тот, кто помогает сопернику. Передача «Счастливый случай» вовремя не получила обновления, продюсеры не сориентировались. В этом плане легче всего КВНу, он автоматически, когда приходит новое поколение кавээнщиков, самообновляется. И Масляков и редакторы КВН стараются, время от времени привносят в игру что-то новое, благо есть масса площадок для экспериментов – различные региональные лиги КВН. Именно там «обкатывается» новые конкурсы, а случае успеха внедряются в Высшую лигу. Телевизионный КВН – это верхушка айсберга. Также не стоит удивляться, почему «Поле чудес» по сей день живо. Это аналог американской передачи. Она и в Америке просуществовала 40 лет. Передача, в основе которой лежит простая идея кроссворда, обречена на длительное существование.

Написать комментарий